☼ ПЕРВЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ ☼
Всего законов семь, первый и последний выделяются среди всех своей неординарностью и таинственностью, сегодня мы займемся первым законом, но прежде чем приступать к его исследованию, необходимо предостеречься от заблуждений. В наш мозг вложили огромное количество морализованных правил, которые преподносятся ни больше ни меньше, как непреложные истины первой величины. Удивительно то, что эти заповедные истины нарушаются людьми сплошь и рядом. Так существуют ли эти истины как вечные константы мироздания? Или добрыми намерениями мы мостим дорогу в Ад?
Взглянем на самые древние предписания. Вот 42 заповеди Маат, которые читались над умершим, с целью помочь ему преодолеть суд Осириса. Оправданный перед Осирисом, попадал в Рай, грешника пожирало чудовище Амат.
Я не совершал греха
Я не совершал грабеж с применением насилия
Я не воровал
Я не убивал мужчин и женщин
Я не крал зерно
Я не похищал приношения
Я не воровал имущество бога
Я не произносил лжи
Я не увлекался пищей
Я не произносил проклятия
Я не совершал прелюбодеяния
Я не переспал с мужчинами
Я не заставил никого плакать
Я не ел сердца не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести
Я не нападал на любого человека
Я не человек обмана
Я не крал с обрабатываемых земель
Я не был шпионом
Я не оклеветал человека
Я не был сердит без уважительной причины
Я не развращал жену любого мужчины
Я не загрязнял себя
Я не терроризировал
Я не преступил Закон
Я не был разгневан
Я не закрыл уши от слов правды
Я не порицал
Я не человек насилия
Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие)
Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью
Я не влезал в вопросы
Я не умножал свои слова в разговоре
Я никого не обидел, я не сделал зла
Я не работал в колдовстве против царя
Я никогда не останавливал потоки воды
Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе)
Я не проклинал Бога
Я не выступал с высокомерием
Я не украл хлеб богов
Я не уносил торты Кенфу от духов умерших
Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относился с презрением к Богу моего города
Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего Богу
Далее следуют 10 заповедей ниспосланных пророку Моисею:
1. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.
Далее заповеди Нагорной проповеди Христа, их достаточно много, так же как в Торе гораздо больше заповедей, чем 10. Вот некоторые заповеди из Нагорной проповеди:
21 Вы слышали, что было сказано древним: “не убий”, – а если кто убьет, даст ответ перед судом. Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: “рака!” – даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: “безумный!”- даст ответ в огне Геенны. А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду, оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.
27 Вы слышали, что было сказано: “не сотвори прелюбодейства”. Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем. Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн – вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну. И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн – отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.
38 Вы слышали, что было сказано: “око за око, и зуб за зуб”. Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую, и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ, и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две. Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: “возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего”. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас, чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных. Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же? И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же? А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.
19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят; но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят; ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света; но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!
3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь? Или как скажешь ты брату твоему: “разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза”, – а у самого в глазу бревно? Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.
Достаточно сложно говорить о заповедях Корана, их очень много. По сути, Коран это одна большая заповедь. Позволю себе высказать личное мнение. Нигде не найти столько строк любви к Богу, преданности Ему и восхваления Его могущества и доброты к праведникам, равно как и суровости к отступникам. "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших".
Четыре благородные истины сформулировал Будда Шакьямуни, кратко их можно изложить так: существует страдание; существует причина страдания — желание; существует прекращение страдания — нирвана; существует путь, ведущий к прекращению страдания, — восьмиричный путь.
1. Правильное воззрение
2. Правильное намерение
3. Правильная речь
4. Правильное поведение
5. Правильный образ жизни
6. Правильное усилие
7. Правильное памятование
8. Правильное сосредоточение
Конечно, каждый из пунктов расшифровывается в более понятные предписания внешнего поведения и внутреннего сосредоточения. Например, ПРАВИЛЬНОЕ НАМЕРЕНИЕ заключается в следующем: Буддисту необходимо принять твёрдое решение следовать буддийскому пути, ведущему к освобождению и нирване. Также ему необходимо выращивать в себе «метту» — любящую доброту, благожелательность, любовь, симпатию, согласие по отношению ко всем живым существам. В свою очередь «метта» взращивается с помощью специальной медитации, при которой «выдыхается» счастье, любовь, сострадание всем живым существам и «вдыхается» страдание мира и всех живых существ. В Висуддхимагге индийского мудреца Буддхагхоши, метта определена следующим образом: «Подобно тому как я желаю себе благополучия и люблю себя, так же обстоит дело и с другими, потому пусть они будут счастливы».
У нас нет возможности раскрыть содержание всех правил восьмиричного пути, некоторые из них достаточно объемны. Обратим лишь внимание на то, что буддийские правила носят характер наставлений для человека, во имя соответствия каким-то законам мироздания, но сами эти законы никак не обозначены. Все правила держатся на авторитете Гаутамы Сиддхартхи Будды.
Перед смертью Гаутама Будда дал своим ученикам последнее наставление: «Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказываний какого-то мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли. Не верьте никому - даже мне, если это не соответствует желанию вашего сердца! Только после наблюдения и размышлений, когда вы сами знаете, что какие-то вещи хороши, непредосудительны, подтверждаются вашим сознанием, и, будучи предприняты и совершены, ведут к пользе и счастью, приступите к ним и живите по ним».
Итак, перед нами стоит задача выявить объективные универсальные законы мироздания, чтобы основываясь на них построить собственные частные правила внешнего поведения и внутреннего сосредоточения.
Наша душа помнит эти законы, они хранятся в человеческом сердце, но материальная действительность такова, что первичные законы оказались буквально погребены под массой частностей и чьих-то субъективных мнений, зачастую служащих целям определенных групповых интересов, а вовсе не индивидуальности и не мирозданию. Первоисточники искажаются до невозможности.
ПЕРВЫЙ УНИВЕРСАЛТНЫЙ ЗАКОН ВСЕЛЕННОЙ невозможно понять с точки зрения причинно-следственных связей. Однако, его не так уж сложно наблюдать. В необъятной глубине вселенной в его бесконечности произошло действие, суть которого нам не будет понятна никогда. Это действие происходит постоянно иногда более отчетливо, когда вселенная рождается из небытия, иногда менее, когда рождается звезда, планета, вот родились вы - человек. Иногда вы не отдаете себе отчета в таинстве происходящего. Вдох, выдох… один удар сердца, другой, третий… шаг, второй, следующий… мысль, новая мысль, еще одна мысль… вы привыкли и не замечаете главного.
Мы говорим о Творце вселенной. В критической точке перехода от небытия к бытию, то, что в науке получило наименование «Большой взрыв» или рождение Вселенной был «издан» ПЕРВЫЙ ЗАКОН. Впрочем, этот закон существовал всегда, в момент рождения вселенной он стал очевиден для нас людей, привыкших к циклу рождений и перерождений.
Абстрагируйтесь от всего, что вы знаете об этом мире и о себе. Забудьте про звезды, про млечный путь, про Солнце и Луну, про планету Земля, про реки горы. Забудьте таблицу умножения и родной язык, нет никаких войн, извержений вулканов, автомобилей и дорог. Забудьте 10 заповедей Христа и буддийский восьмеричный путь, 613 заповедей Торы и 5 столпов Ислама. Я ни в коем случае не хочу представить эти религиозные заповеди как неуместные или принизить их значение - нет, это великие откровения, но необходима сила проникновения, чтобы постичь их глубину и значение. Просто временно не думайте о них, обретите свежее восприятие, потом вернетесь и вы обнаружите то, что скрыто внешней формой. Не принимайте в расчет свой пол и возраст, культуру и профессию. Это лишь формы, которыми легко увлечься. Человек доверчив и наивен, особенно когда ищет точки опоры для оправдания своих желаний. Мы ищем то, что предшествует привычным образам. Форма без содержимого пуста, мы обращаемся к сути того, что лежит внутри человека, ибо оно воспринимает и оно должно быть очищено от заблуждений.
Представьте себе, что еще ничего нет, есть только Вы и пустота вокруг, абсолютный вакуум, справа и слева, сверху и снизу бесконечность несуществования. Нет даже никакой идеи, ни единой мысли, но что-то ведь есть. Ничего из ничего не возникает и что бы там не говорили адвайтисты, они не могут объяснить причинно-следственные связи, но констатируют их существование. Можно отрицать формы, все назвать иллюзией ума - пусть будет так, это одна из версий тайны тайн. Невозможно отрицать того, что что-то существует. Адвайта-веданта самая радикальная на сегодня философия бытия признает существование НЕЧТО. «Говорят так: Чем это было? Он сказал ему: Ни существующим, ни несуществующим, ни существующим и несуществующим одновременно. От этого родилась тьма, от тьмы – первоначало существ, от первоначала существ – пространство, от пространства – ветер, от ветра – огонь, от огня – воды, от вод – земля. Так возникло яйцо. Просуществовав год, оно разделилось надвое. Из нижней половины возникла земля, из верхней – небо; в середине – божественный пуруша, тысячеголовый, тысячеглазый, тысяченогий, тысячерукий пуруша. Первой из существ он сотворил смерть – трехглазого, трехголового, трехногого Кхандапарашу. Его пуруши имя – Брахман, он проник в Брахмана. Из разума он сотворил семерых сыновей…».
Об этих «сыновьях» мы ведем сейчас речь - первичные принципы жизни, на которых может быть построено все последующее в бесконечном многообразии.
Мы говорим об осознании и ощущении, когда не было еще ничего и не было никакой идеи, в этот момент Творец ощущал - «Я ЕСТЬ СУЩЕЕ». Таков первый универсальный закон мироздания. Мы намеренно не употребляем слово Сущий или Сущая, потому что до этого дойдет еще не скоро и вообще во вселенной есть существа, не имеющие ничего общего с тем, что мы понимаем под дуализмом полов. Это не универсально.
Осознание закона «Я ЕСТЬ СУЩЕЕ» чрезвычайно важно для всей жизни, ибо если его забыть в суете, то поток человеческого сознания станет подобен кораблю без капитана. «Я ЕСТЬ СУЩЕЕ» соединяет с силой жизни, это право на жизнь безотносительно чего-либо. В этом праве все равны друг перед другом.
Практическая польза этого Закона огромна. В какое бы затруднительное положение вы ни попали, какую бы задачу вам не предстояло решить. Возьмите себе за правило, сосредоточьтесь на несколько минут, хотя бы на несколько секунд и погрузитесь в свое бесконечно сущее Я. Вы обнаружите, что результат будет намного более конструктивен, чем в том случае, если бы вы сразу принялись за размышления над предстоящим действием.
Душа человеческая есть Творец, частица Бога. По своей природе душа аналогична Ему, разница лишь в масштабах. Законы Бога и каждого живого существа – одни и те же.